1.07.2016 Очередной тур белорусского зомби-апокалипсиса

Не так давно редактор morok.ru Виталий Шум во второй раз побывал в роли "эксперта Тузина гитоу", отслушав 11-ый и 12-ый туры белорусского хит-парада песен, а также 9 тур видео-хит-парада. Оригинал этого мнения на белорусском языке можно прочесть на Тузине Гитоу. Для тех, кто не валодае мовай - вот весьма близкий к тексту перевод.

* * *

Виталий ШумМне тут подсказывают, что в первый раз я оскандалился, как эксперт на «Тузине», около 10 лет назад. Взорвал пуканы, как сейчас модно говорить. И от меня, скорее всего, ждут не экспертного мнения, а ремейка «большого взрыва». Потому что многие подсознательно понимают, что белорусская и белорусскоязычная музыка в глубочайшем кризисе, и никакие похвалы ситуации не спасут, нужна шокотерапия, чтобы привести пациента в чувство… Только я вас огорчу. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда белорусская национальная культура и музыка пусть и криво, но развивались, и можно было придать ей ускорение молодецким подсрачником, нынешние ощущения скорее грустные и даже печальные, как на могилке у покойника. Пациент скорее мертв, чем жив. Вернее, его нынешнее состояние – лишь имитация жизни. Оптимисты скажут «пост-модерн», а я думаю – «зомби-апокалипсис».

В принципе, Беларусь давно стала страной-фейком: имитация политической жизни, культуры, спорта, образования, социального благополучия, экономики, промышленности… Куда не ткни – пропорешь холст. Все, кого волновала реальность, собрались на площади, получили по жопе и отправились в хлев еще в 2010 году. «Zombieland» получился настолько очаровательным, что даже соседи стали брать пример. Россия преуспела, а вот на Украине случился сбой «матрицы» и волнующий «Zombie shooter», пока еще далекий от завершения, но уже давший культуре на половину столетия вперед почву для эмоциональных сюжетов и народной мифологии – страданий, героизма, самопожертвования, любви, ненависти.

У нас всего этого не было, и наверное уже не будет. Зато мы носимся с дремучими, как неандертальское дерьмо, сказками про «Великую отечественную», «партизанов», «ВКЛ», «Битву под Оршей» и прочей смехотворной чушью, к которой сами не имеем никакого отношения, и пытаемся принять ее за символ для национальной гордости. И подсознательно понимаем, как это фальшиво и грустно. Если уж хочется обратиться к корням и истории, о которой все равно мы доподлинно ничего не знаем, что мешает фантазировать радикально? О том, что Моисей был белорусом, о том, что санскрит близок белорусская мове, а этруски пришли из Полоцкого княжества. Эти теории существуют в реальности, но у наших творцов нет ни пассинарности, ни креатива, ни провокативности развить их в песнях. Увы, рабский менталитет, блеяние из хлева – слишком низкий старт для национальной культуры, самосознания. И какой, скажите, смысл в развитии «роднай мовы», когда вам на ней просто нечего сказать?..

Об этом я всегда и говорил: не важно на каком языке ты говоришь и в каком стиле творишь, важнее ЧТО ты говоришь и насколько искренно. Эмоциями поверяется жизнь, их трудно подделать, живому само небо рисует точные образы. Мертвый же либо молчит, либо воспроизводит штампы.

Подобные мысли и ощущение присутствия на кладбище не покидали меня, пока я слушал 11-ый и 12-ый туры хит-парада Тузина. Люди просто перестали писать, и тем более – интересно. Перепевки чужих стихов – тоска смертная. Тем более, что среднестатистический музыкант – самодовольная малограмотная бестолочь, не подозревающая, что музыка и поэзия – самостоятельные жанры, а не составные части песни. Музыкант органически не умеет чувствовать внутреннюю мелодику стиха и тем более смысл в него вложенный, чтобы адекватно его аранжировать и донести. Вот и получается, что музыка натягивается на текст, как презерватив на голову. Типичный, но еще не самый плохой пример – NAVI feat Алег Хаменка «Плакали ветры», Irdorath «Быу.Ёсць.Буду» и SUNDUK «Давай сьмяяцца». Зато участникам группы TonqiXod, включая автора стихов, стоило бы защемить пальцы в дверях, чтобы признались, зачем они это сделали, а их фанатов – сдать на анализы, как мутантов. Пока такие песни побеждают в хит-парадах, у белорусской сцены надежды нет.

AKUTE вылетели из хит-парада со своей песней «О божа мой». Надо было не скромничать, а назвать композицию «О божа мой, якой мужчына» - и спокойно лидировать еще пару лет. Ilo&friends поставили мне «Свечку» на шесть минут (с трудом дождался, пока рассосется). NGE «Маяк» - гадкий поп-авангард. Говорят, RELIKT в «Люцерна» искали коричневую ноту? Нашли! А вот IЛЮЖАН «Маценька» и SHUMA со своим «Лосей» - это псевдо-этническая возня, как частный случай побега от климакса. С тем же успехом можно hand made заняться, народными танцами или йогой.

Теперь о том, что заслуживает внимания. Как ни странно, это Лявон Вольский с ремейком песни «Зямля» в исполнении «25 АБ-БА-Аркестр». Польские детки здорово поют по-белорусски, очень трогательно. Пусть подрастают и, как Рюриковичи, приходят к нам не только петь, но и править. Сами ведь мы ни на хрен не способны.

Неплохой дебют получился у TADEUSH с песней «Цэглы дзень». Легкой картавостью, подачей и неуверенным стихосложением группа напомнила могилевскую ZATOCZKA, только TADEUSH – лучше. Жаль передавили звучание компрессией и довольно качевый грандж-кор потерял в энергетике. Посмотрим, что у этих ребят будет получаться дальше. С 90%-ной вероятностью – ничего, но и 10% для оптимиста – немало.

Хороший поп-рок получился у :B:N в песне «Хвали», осмысленный и с настроением – лучше, чем обычно. Обычно меня тошнит на первой строфе, а тут до конца дослушал, и переслушал. Хоть песня и неоправданно затянута, в целом – хорошо!

Проект МАМА с песней «Сеяць вецер» - это мой нынешний фаворит в хит-параде. Героический южный ветер принес из Киева вкус свободы и надежды, и легкий запах порно. Ян Маузер все еще хорош, и в отсутствии жанровой конкуренции со стороны Кости Кинчева, которого хватила кондрашка, может наделать немало шума. Я надеюсь, этот проект сможет стать еще чуточку энергичнее, решительнее и жёстче. Не время соплей. Янка вернулся, но белорусскому року сейчас нужен Данко. Чего, собственно, и желаю.

* * *

После двух-трех переслушиваний хит-парада я порядком устал, а когда выяснилось, что теперь нужно отслушать еще и 12 белорусских альбомов, то почувствовал себя героем американского триллера, которого окунают головой в унитаз, а он отчаянно пытаясь вырваться, булькает, а камера снимает снизу. Да простит меня читатель, дочитавший до этого самого места, и ожидающий продолжения, но это уже слишком. Пытки в нашей стране официально запрещены. «Гораздо интереснее – видеоклипы, ведь там встречаются сиськи!» - подумал я наивно и переключился на видеочарт.

Сисек ни в одном из 12 представленных видеороликов я не нашел. Самое оголённое место – лысина вокалиста RAHIS. Но общее впечатление от этих видеоклипов – это почти осязаемый запах старости, какой бывает в квартирах одиноких стариков. Ни креатива, ни провокаций, Так нельзя! Есть же наконец гормоны всякие, принимаемые медикаментозно – стероиды, тестостерон-терапия… О том, что беларусы способны на ровном месте сделать мега-клип совсем недавно с блеском доказал Максим Сирый. Увы, на Тузине не нашлось ничего даже отдаленно-сравнимого по крутизне.

Конечно, есть сильный видеоряд BRUTTO «Родный край», но это и не удивляет. Если бы Михалок в клипе с Гурковым взасос целовался, с языком, вот это было бы удивительно.

Не хочу тратить время на откровенный порожняк, могу лишь плюнуть и растереть: :B:N: “Попел”, Зьміцер Вайцюшкевіч “На Каляды”, Race of Dreamers “Успамін аб глыбыні”, Верасень “Халодны блюз”, Крамбамбуля “Каб мы калі каму чаго”.

Жалко за «Мое каханне» Лявона Вольского. Такая песня была замечательная, но воплощение… Что режиссер, что актеры примерно на моем уровне – никакие. Литовцы, что с них взять?..

Прямо обратная ситуация у Hurma “Птушка”: любительские самострелы девчонки в Нью-Йорке спасли весьма серую песню. Дешево и сердито, и хорошо только по одной причине – это молодость. То, как заразительно горят глаза у девочки, по меньшей мере вызывает зависть.

Откровенно слабенький клип получился у МЕРАДА “Начны праспэкт”, лирическая линия – чудовищна в своей пошлости, но пара-Крамер прекрасно выглядит в кадре. Харизматичные олдскульщики, белорусский вариант Марка Нопфлера и Эмили Харрис. Смотреть приятно.

Vinsent в клипе “Жывы” такая няшка! Как говорится, “ябвдул”. Клип, вообще говоря, довольно пидорский. Всего одна девчонка в кадре – плосская, как вобла, и в парике. Может, и не девчонка вовсе? Зато съемки жирные, качественные.

Рыгор Таболич в клипе Znich “Дунаю” одел балаклаву и, похоже, сам удивился собственной смелости. Сейчас, наверное, сидит с героическим лицом, ждет обвинений в сепаратизме… На самом деле – жаль. Тема в клипе поднята интересная и актуальная, но при реализации – очевидно струсили и напихали кадров из танкового биатлона. Жаль!

Ну а лучшим клипом 9 тура видеочарта «Тузина гитоу» на очевидном безрыбье я бы назвал прошлого победителя – RAHIS “Грэй мяне”. Почему? Трудно объяснить, ведь ничего выдающегося в этом клипе нет. Просто красивые съемки с квадракоптера, и видеоряд согласуется с настроением песни и авторским мироощущением.

Я бы мог еще долго размазывать своим языком кашицу белорусскоязычной музыки, но считаю удивительным, если вы нашли в себе силы дочитать до этого места. Буду рад, если этот текст сподвигнет кого-то пересмотреть и переслушать представленные в прошедших хит-парадах песни, и, конечно же, составить собственное мнение. Ну а я, делясь своим, просто пытался быть с вами честным.

Повезло разжиться деньгами? Повезет еще больше, если получится сохранить их и приумножить. Жить на проценты и ни в чем себе не отказывать помогут правильные общественные финансовые инвестиции. Это вам не песенки писать!

Очередной тур белорусского зомби-апокалипсиса (Виталий Шум, Тузин Гитоу, июль 2016)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

невясёлая старонка наша Беларусь: людзі - янка ды сымонка, птушкі - дрозд ды гусь (с)