17.11.2008 MEMУEARS: Могилевские панки, металисты, гопники - истоки.

Продолжаем по крупицам восстанавливать историю могилевского рока. Если вы обратили внимание, в нашем ИНФО-ЦЕНТРЕ, «начало времен» по версии ЦЕНТРА ЖИВОГО РОКА датируется 1988 годом. Дата эта условная. 88-й — год зарождения могилевского рок-клуба и начало активного движа местечковой туссовки. Но глупо было бы говорить, что до 1988 года ничего не было. Неформальная жизнь существовала подпольно. К сожалению, информации об этом периоде крайне мало. Есть свидетельства, что в Могилеве была очень большая и влиятельная туссовка хиппи: подтверждение этому — проскочивший в «Вестнике Могилева» за 1992 год материал Поколение дворников. Ходят слухи, что в 1985-м в Могилеве зависал, пел песни и пил водку опальный Юрий Шевчук. Об этом рассказывает статья Как Шевчук пил в Могилеве томатный сок в «Вестнике Могилева» за 1993 год. Нашлись крупицы материала о тех далеких временах и в только что изданной книге нашего земляка Владимира Козлова: РЕАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОТ АЛЬТЕРНАТИВЫ ДО ЭМО. Выдержки из этой книги с большим удовольствием ложим в нашу копилочку баек про могилевский рок.

* * *

1989 год, гримерка ДК ЖелезнодорожниковПервое мое знакомство с металлом и металлистами случилось летом 1986 года. Я жил в Могилеве, концертов в городе почти не было, поэтому если какая-о группа приезжала, на ее концерт шли обязательно, независимо от отстойности предстоящего зрелища. Просто от скуки и от нечего делать. Так я пошел со старшим братом и его друзьями на ничего не обещающий концерт вокально-инструментального ансамбля «Поющие сердца», а вернее певицы Антонины Жмаковой, в сопровождении этого ВИА.

Но в этот вечер полторы тысячи человек, собравшихся в самом большом концертном зале города — ДК «Химволокно», — ждал сюрприз. После унылого выступления Жмаковой кто-то из волосатых парней-музыкантов подошел к микрофону и сказал, что второе отделение разочарует «поклонников вокально-инструментальной музыки», потому что в нем выступит группа АРИЯ, играющая хэви-метал.

Тут же аккомпанирующий состав превратился в металлическую группу и выдал «Волю и разум». Часть людей в зале были неприятно удивлены громкостью и «тяжестью» звука. Но, как оказалось, был здесь и народ, заранее знавший, что за зрелище их ждет, — десятка два волосатых ребят увлеченно потряхивали хаером, но с мест не вставали: тогда это не было принято. Впрочем, уже на второй или третьей песне к сцене выбежал волосатый парень и стал прыгать, трясти волосами и изображать игру на гитаре. Несмотря на подбадривающие кивки музыкантов, долго он не продержался — чувака увел появившийся в зале мент, а повторить его подвиг никто не решился.

Через пару месяцев металлисты появились и в школе, где я учился, и в микрорайоне, где жил. На стене моего подъезда красовалась выцарапанная чем-то острым надпись во всю стену: «Эй, друг, кончай клопов давить — нам без металла не прожить. Пятнадцать лет — немалый срок, вставай за хэви-метал-рок». Рядом, естественно, были выцарапаны HMR, ACCEPT, AC\DC. Кстати, большинство тогдашних слушателей металла волосы не отращивали и атрибутики не носили. Более того, это были в основном обычные гопники, которым «Ласковый май» был куда ближе металла. Но до «Ласкового мая» оставалось еще два года, а металл был чем-то новым, «запрещенным» и привлекал пацанов именно антуражем, а не музыкой, которая многим из них особо и не нравилась. Неудивительно, что через пару лет, когда грянул наконец «Ласковый май», многие бывшие металлисты из моей школы переключились на него, хотя некоторые — несмотря на гопнический внешний вид и повадки — сохранили верность металлу.

* * *

Нет смысла спорить с тем, что ненависть подмосковных люберов к неформалам разделяли десятки тысяч гопников по всей стране, пусть и не подводя под это «идеологическую» базу вроде «борьбы с буржуазной заразой» и «очистки советских городов от нежелательного элемента». Ненавидели неформалов не за идеологию, а за то, что они не такие, как все. Помню байки про якобы приезжавших в Могилев «панков», которые должны были праздновать «день Гитлера». Это был 1986 год, и никто еще в городе толком не знал, кто такие панки, но их уже заранее «ненавидели». Я спросил одноклассника, который рассказывал мне про «день Гитлера»:
— Ты что, ненавидишь панков?
— А ты их любишь? — был ответ.

Через три года, во время крупного феста «Рок-съезд» в могилевском ДК Железнодорожников, гопники — может, и не знавшие ничего про люберов, — обрезали волосы нескольким металлистам. Помню сцену, когда в перерыве концерта открыли боковые двери, и зрители вышли на улицу покурить. Под ногами валялись обрезанные волосы, а в стороне стояли два десятка вокзальных гопников. Стояли и злобно смотрели на «волосатых»: кинуться не решались из-за наличия ментов. Только вечером, после первого дня фестиваля, случилась крупная драка между музыкантами и зрителями с одной стороны и гопниками с другой.

О книге Владимира Козлова РЕАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОТ АЛЬТЕРНАТИВЫ ДО ЭМО

Прочесть остальные готовые главы MEMУEARS

MEMУEARS: Могилевские панки, металисты, гопники-истоки.(Инфо-центр ЦЖР, ноябрь 2008)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям