20.03.2011 Атморави: «За всё надо платить - и за музыку, и за стабильность»

Общение с музыкантом, автором и исполнителем песен, Атморави, происходило в мини-кафе «Буффет», сразу же после его выступления, которое прошло в одном из самых уютных клубов Могилёва - CUBA. Давно подмечено, что современный человек, придя домой, сначала включает компьютер и только затем идёт разогревать ужин. Атморави же пошёл дальше – расположившись на красном «буффетном» диване, музыкант сперва достал телефон и через «вай-фай» зашёл в интернет, и только затем принялся изучать меню. Было бы глупо в такой ситуации общение с музыкантом начать с вопроса о творческих планах.

- Что случится, если у Атморави забрать интернет?
- Ничего хорошего не случится. Для меня интернет – это возможность работать. Я являюсь производителем контента, и я активный блоггер. Ведь творчество можно проявлять как угодно, и если музицировать в кафе за столиком непросто, то с помощью «вай-фая» всегда есть возможность что-то написать.

- В чём Вы больше преуспели, в блогерстве или в музыке?
- А как это определить? Если сравнивать два блога, то можно просто подсчитать, у кого больше посещаемость. Но как сравнить посещаемый блог и не очень посещаемый концерт?.. Это невозможно, и это при том, что посещаемость тоже не всегда является признаком качества.

- Если отбросить цифры и довериться ощущениям?
- Я не могу определить, насколько я успешен в том или ином вопросе, поэтому даже и не берусь.

- А кто должен оценивать?
- Есть разные критерии оценки. Если зритель приходит на концерт, то мне хочется, чтобы с ним что-то произошло, чтобы он мог открыться и позволить в себя что-нибудь впустить. И чем больше таких людей собирает моё выступление, тем оно успешнее. Но зачастую люди приходят за хорошим настроением, и эта беда, поскольку люди пришли не по адресу. С их точки зрения, мои концерты получаются плохими, поскольку они приходят с определёнными ожиданиями. Что касается моего музыкального блога, то у меня хорошие показатели посещаемости. И это, как ни странно, самый надёжный и эзотерический способ измерить успешность.

- Атморави пользуется торрентами?
- Я захожу на торренты только для того, чтобы написать жалобу, дабы мою музыку сняли с раздачи. В ответ владельцы торрентов начинают требовать документы, которые доказали бы, что это моя музыка. Но по закону вообще ничего не надо регистрировать! Если я написал песню, то она подлежит защите с самого первого исполнения. Просто я верю в правовое государство. Да, я наивен.

- Доводилось ли с «пиратами» судиться?
- Да, недавний конфликт с «Атлант-Телекомом» едва не дошёл до суда. Мне на электронную почту пришла рассылка, что эта фирма предлагает своим абонентам огромную базу бесплатной хорошей музыки. Я же наделал скриншотов и разослал их всем, кому смог, даже Шуфутинскому и Дидюле. Виталику Артисту я сам позвонил, и мы договорились, что если «телекомовцы» не прикроют свой ресурс, то будем судиться. А потом появилась статья в «Советской Белоруссии», или... как эта газета сейчас называется?

- «Советская Беларусь» - это и есть «Беларусь Сегодня».
- Верно. Так вот, скандал поднялся нешуточный, и Национальный Центр Интеллектуальной Собственности закатил претензию к «Атлант-Телекому», которому всё-таки пришлось поделиться баблом. Вот так я победил.

- А сколько Атморави зарабатывает на авторских отчислениях?
- За 2010 год я заработал около тысячи долларов, что для музыканта, который постоянно путешествует, очень немного. Но на самом деле сложно сказать, сколько мне должны денег за мою музыку, поскольку очень многие радиостанции в СНГ архаичны, и от них добиться чего-либо весьма сложно.

- Но ведь и от «пиратов» должна быть польза. Есть мнение, что благодаря им растёт популярность артиста.
- Неправда. Статистика как раз говорит о том, что с торрентов скачивают песни тех музыкантов, которые и так популярны. Если человек приходит на торрент, то он на 98% уже знает, что будет качать. Это раньше, когда музыка продавалась в магазинах, можно было купить диск неизвестной группы лишь потому, что понравилась обложка. Но в интернете безгранично много музыки, причём обезличенной, потому человеку найти новую хорошую музыку очень сложно. Торренты, конечно, бывают полезны, когда артист хочет сделать авторскую раздачу, но вреда от них всё равно больше. Люди просто не понимают, что за музыку надо платить так же, как за колбасу или за мобильный телефон, и в этом главная беда торрентов. Я не собираюсь требовать безотлагательного запрета торрентов, мне просто важно, чтобы люди ценили чужой труд. Даже в уборной повсеместно просят уважать труд уборщиц. А чем музыканты хуже?..

- И кто должен заниматься разъяснительной работой?
- Сообщество. Я выступаю за создание профсоюза музыкантов, куда будут идти отчисления от музыки и который будет заниматься популяризацией музыки. Это будет такая же социальная организация, как, к примеру, сообщество по борьбе со СПИДом.

- Вернёмся к интернетам. Какие детские мечты помогла осуществить всемирная паутина?
- Я с детства мечтал иметь свой журнал, и сейчас у меня такая возможность появилась, только в интернете, где очень быстро можно создавать журналы, блоги и сайты.

- Получается, блогерство – это ещё одна форма журналистики?
- Нет, владение журналом ещё не означает, что ты стал журналистом. Для меня иметь журнал – это возможность творить поп-культуру. Тот же Энди Уорхолл был создателем поп-культуры, но был ли он журналистом? Вряд ли. И не называйте меня менеджером, ибо эти люди культуру не создают, а продают. Бизнес в искусстве – это хорошо, но только в том случае, если искусство можно продать. Увы, в СНГ процесс потребления извращён, поскольку люди не готовы платить за музыку, они её берут бесплатно из интернета. А что касается журналистики, то я блогер, но никак не журналист.

- Но сейчас о важных событиях люди узнают в первую очередь из блогов, которые куда быстрее и полезнее многих серьёзных новостных порталов.
- Всё равно это не то. Журналист – это образованный человек с широким кругозором, который может понятным языком осветить конкретное событие с разных сторон. А блоги существуют для того, чтобы люди быстро и не задумываясь выражали свою позицию. Иногда, конечно, и среди них находятся талантливые авторы, из которых могут получиться хорошие журналисты, но это больше похоже на исключение.

- То есть журналисты должны стремиться к объективности и отвергать личную точку зрения?
- Нет, не обязательно, ведь журналисты бывают разными. Я вообще считаю, что наши средства массовой информации существуют только номинально, они не востребованы и у них нет кредита доверия. Наши СМИ – это, в первую очередь, канал спуска законов и указов от верхов к низам, причём такая практика зародилась ещё в Советском Союзе и продолжается до сих пор. А раз доверия нет, то СМИ не могут быть теми помощниками, которые подсказывали бы, какой качественный продукт следует покупать. Даже реклама, если только это не контекстная реклама, попадая в газеты и журналы, перестаёт быть эффективной, ведь ей никто не верит. Любая газета должна в первую очередь завоевать доверие читателя и показать, что в ней работают честные и искренние журналисты, которые будут помогать ориентироваться в событиях. А на постсоветском пространстве СМИ в основном не информируют, а дезинформируют. А блоги просто пытаются на это реагировать, и в них можно зачастую выудить очень полезную информацию, хотя и её приходится фильтровать очень серьёзно.

- Может, всё же есть какие-то СМИ, которым Вы доверяете?
- Есть, но их немного. Это посвящённый предпринимательству журнал «Секрет фирмы» издательского дома «Коммерсантъ». Мне интересен журнал «Русский репортёр», где недавно было опубликовано несколько потрясающих статей, в которых удивительным образом сочетаются факты, статистика, личное мнение. Я читал эти статьи, как хороший роман, особенно впечатлила статья о теракте в Домодедово. Я доверяю «New York Times», но в Штатах вообще всё иначе. Только там два журналиста могут вынудить президента США подать в отставку.

- Хм, в вашем списке нет ни одного белорусского издания.
- Я в Беларуси вообще ничему не доверяю. Я как-то читал журнал «Большой», и только потому, что там одним из редакторов является Татьяна Замировская, которую я считаю единственной белорусской музыкальной журналисткой. У неё действительно широкий кругозор, она обладает музыкальным вкусом, и она любит и понимает музыку.

- Получается, Беларусь и тут отстаёт от цивилизованного мира?
- Ну почему же... Беларусь очень хорошее место для пенсионеров. Это очень тихая и уютная страна, чем-то даже похожа на немецкое кладбище, где чисто и уютно, где мамы в колясках катают детей, а старики на скамейках читают книжки. Я часто бываю в Германии и такое видел неоднократно. Даже Минск от кладбища ушёл недалеко, только модерна в нём побольше. Хотя для того, чтобы узнать Беларусь, надо ехать не в столицу, а в маленькие провинциальные города. Я на могилёвский концерт из Минска ехал на рейсовом автобусе. Мне было интересно выходить на каждой остановке, сидеть в придорожных кафе и общаться с обычными людьми. Я сам выбрал рейсовый автобус, хотя мне предлагали лимузин, но я отказался. (смеётся)

- На рейсах до сих пор ходят «Икарусы»?
- Нет, уже «МАЗы» - хорошие автобусы для непритязательных пенсионеров. В конце концов, пенсионеры тоже люди. Вот в Америке – а я человек вообще проамериканский – тоже существует штат для пенсионеров. Так вот, когда преуспевающие американцы выходят на пенсию, то они продают квартиры и переезжают во Флориду, где живут в своё удовольствие.

- То есть, белорусской молодёжи надо побыстрее отсюда свалить?
- Нет, не так. Просто надо понимать, что если где-то прибыло, то где-то убыло. Есть замечательная цитата из старого фильма: «А в тюрьме сейчас макароны». В Беларуси точно так же. Тут тебя всё равно накормят, и это людей расслабляет. Конечно, это будет не мексиканская кухня, но многие готовы согласиться на эту стряпню, лишь бы ничего не делать. А цена за сытое безделье – это утеря свободы. Молодым же убегать не обязательно, просто надо помнить, что если что-то в этой стране поменять, то белорусская стабильность закончится. За всё надо платить - и за музыку, и за стабильность.

Засим Атморави раскланялся и пожелал всего самого доброго. А мы же надеемся, что музыкант ещё не раз посетит Могилёв, где порадует своих поклонников новыми песнями.

222.by

Фото Jane Mp

Атморави: «За всё надо платить - и за музыку, и за стабильность» (Олег Шпаковский, 222.by, март 2011)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

Люди просто не понимают, что за музыку надо платить так же, как за колбасу или за мобильный телефон

А если я заплачу, и меня не устроит качество - деньги вернут?))

Вот только не надо тут плакать!

Кто хочет купить оригинальный диск с музыкой, тот купит. Кто хочет расплатится за него - заплатит - масса примеров есть тому. Кто хочет украсть - скачать в Интернете - найдет и украдет. Попытки восприпятствовать этому в обозримом будущем - тщетны и смешны. Все эти жалобы и требования снять с ресурса незаконно выложенный альбом - пустая трата сил - раз, и два - "рубля сука" на котором сам же АТМОРАВИ сидит. Гарантированный способ уберечь музыку от незаконного тиражирования - закрыться с ней в сортире, никому не показывать и по-возможности никуда не ходить.
Интернет убивает индустрию, которая какое-то время кормила музыкантов и кучу прихлебателей. Плохо или хорошо это - можно рассуждать долго. Но это факт, с которым необходимо смириться и перейти на новые рельсы, жить в реальности и пользоваться ее мощностями, а не оперировать архаичными или сугубыми взглядами "как это должно быть в идеале".

Я к примеру с удовольствием купил бы лицензионный музыкальный диск. Т.к. аудио сд - куда качественнее звучит чем урезанные мр3. Но это не совсем практичено. Да и дисков лицензионных у нас продаётся маленькое кол-во. Да и нет места где они ТОЧНО есть (раньше было проще. раньше был Бункер) Покупаю только на концертах. А так их или нет, или нету или влом искать. Доставка была бы почтой и каталог, и без переплат - я думаю многие бы покупали