26.02.2010 666 альбомов белорусской судьбы. Носорогов - 2009 "Хороший, плохой, злой" RockerJocker - 2009 "Простые вещи" (Юрий Романов)

Читать предыдущие главы 666

- А в это самое время из Собора Богоматери вышел крестный ход, впереди которого шли дурачки, придурки и дураки.

Уступ. РНО (Роскошь нечеловеческого общения)

на) Разумеется, всем нам хочется меньше работать, а зарабатывать больше. Но эти изменщики, эти дешевые критики, которые полагают себя всезнайками и только и думают, как бы больнее поддеть людей, которые пытаются честно заработать себе на хлеб... пока эти критики сидят в своих чистеньких кабинетах и печатают свои грязные пасквили своими чистенькими пальчиками... это просто неправильно.
Разумеется, это их личное мнение. Но в напечатанном виде, рядом с настоящими новостями - голодом, землетрясениями и серийными убийцами - оно смотрится в тех же масштабах. Как будто его мнение - это какое-нибудь форс-мажорное обстоятельство.
Это не журналистика. Не объективное отражение фактов. Не репортаж, а осуждение.

Чак ПАЛАНИК dixit.

Ну, о судьях, присяжных, жертвах и адвокатах?

Носорогов - 2009 "Хороший, плохой, злой" RockerJocker - 2009 "Простые вещи"

В этих текстах уже не раз обзирались альбомы, которые слушать "то тяжело, то трудно". Пришло время поговорить об альбоме, который слушать невозможно. Ага, речь о Носорогове. Михей сделал всё, чтобы усложнить восприятие, отбить охоту слушать эти, часто и без того нелегкие, песни. Виной всему его дурные манеры. Прежде всего - манера пения.

Вспоминается т-т-такой с-случай.
У одного старого заслуженного режиссера интервьюер поинтересовался: отчего в советских производственных (мело)драмах герои так часто кричат? Оттого, ответствовал тот, что им надо как-то обозначить эмоции, которых их роли, сценарий НЕ предполагают. Отсутствие их присутствия и призван замаскировать крик. Зрителю положено реагировать по схеме: раз кричит, значит, есть повод...

В принципе, могу согласиться с тем, что у Носорогова повод для крика есть. Ну, он у нас у всех есть. Больше того, воспринимаю крик не как безусловную необходимость, но как должное. Для меня всегда было "положительным моментом", если об исполнителе говорили - "с должной долей истерики". Но именно когда с ДОЛЖНОЙ и ДОЛЕЙ. Когда кричат не от желания просто поорать или скрыть за криком пустоту, а чтобы расставить нужные акценты. Ага, орать нужно - по утрам и вечерам, а тем, кто не орет, стыд и срам, трампампам. Но только тогда, когда НЕ можешь не орать. Перефразируя известное: можешь НЕ орать - НЕ ори! Когда же человек орет постоянно (а у Михея все больше именно так), к этому быстро привыкаешь. И воспринимаешь... нет, НЕ воспринимаешь! Защитная реакция организма.

Вспоминается одна достаточно молодая училка математики, которая каждый свой урок начинала с "пятиминутки ненависти". Входя в класс, она сходу принималась орать: "Встать! Встать, сволочи! Молчать! Кому я сказала?!" Такая артподготовка, конечно, заставляла класс приумолкнуть. Минуты на три. Затем адаптировавшиеся к ору ученики принимались за свои дела и не обращали на училку никакого внимания.
То же самое, кстати, относится к родителям. Если они постоянно орут на чадо, оно быстро привыкает считать такое общение нормальным. И дальше уж - ори, не ори - крик не оказывает того воздействия, которое призван оказывать. Вообще никакого не оказывает.

Вот, ор Михея мне видится именно таким. И хорошо понимаю тех, кого он быстро подзадостал, и кто не хочет продираться через постоянный хриплый рык к носороговскому космосу. А последний определенно присутствует. И соприкосновение с ним оказалось, как минимум, небезинтересным.

Поверхностное ознакомление вызывает, благодаря голосу, поверхностные же ассоциации - Шнур, Билли Новик... Но ведь можно, если получится, копнуть глубже. Докопаться до... Высоцкого или... Джигурды! Не надо смеяться. Вот вам исторический, но совсем не анекдот.
Знаменитый "техник английских ВВС" Джон Пил, нарисовавший кучу-малу звезд на фюзеляже общемирового рокенролла, считает, что единственное, что "советское пространство" внесло в историю мировой поп-музыки, - "сибирский блюз", представители коего, по его мнению, - Владимир Семенович и... да! Джигурда!
Продолжая игру в ассоциации, можно приплести и в меру модного нынче Александра "Бранимира" Паршикова. Для красного словца? Впрочем, при желании между Бранимиром и Носороговым можно провести определенные параллели. У меня этого желания сейчас не возникает. Потому и не буду.

Собственно, аффтар постарался сказать ВСЁ уже... в "Интро"!
В начале было... ну, слова были, диалог. Вроде знаменательного - "В чем сила, брат?!"
Носорогов берет ширше - "В чем... жизнь, брат?" Михей ответствует: "Жизнь - не в борьбе, а в счастье". Носорогов вопрошает: "В чем счастье?" Михей ответствует: "Жить, не изменяя сущности, - вот счастье!" Причем "для великой гармонии жизни вор так же ценен, как художник и насильник, земледелец, железнодорожник, проститутка и убийца. Не дай Бог, если кого-либо не хватает!... Если ты - вор, иди воруй, не подставляй ближнего своего"... Ну, я бы поспорил. Но, как певал Слава Задерий, "спорить с репродуктором сложно как-никак".
Кредо типа изложено. Даже закрадывается мыслишка, а не (само)достаточно ли "Интро"? Может, после него можно было уже и не петь?
Можно. Но осталось еще понять ея, свою сущность. И, стало быть, следующие за интро двенадцать песен можно считать призванными (во внутренные войска) помочь слушающему определиться с собственной сущностью.

По обыкновению отступлю.
Некогда во времена моего тесного общения с институтскими психологами в промежутке между слушанием музыки и игрой в нарды, на которой они все были поехамши, меня познакомили с занятным тестом. Автором его был некий знаменитый венгерский психиатр немецкого происхождения. Или наоборот? Не важно. Важно, что у него была своя клиника, и тест возник отнюдь не на пустом месте.
Испытуемому предлагались несколько десятков черно-белых фотографий-портретов. Затем его не раз, а много-много раз просили разложить эти фото на кучки, в соответствие с определенным принципом. Например, отобрать тех людей, которых он считает наиболее привлекательными. Или наименее привлекательными. Или... Ну, "или" было немало.
Надо заметить, лица на фотографиях были странноватые. Объяснилась сия странноватость уже после того, как испытание было завершено. Оказывается, на фото были... закоренелые пациенты психиатрической клиники профессора-венгра. Причем не просто пациенты. У каждого из них было серьезное психическое заболевание, яркая, практически стопроцентная патология! Ну, один был стопудовый убийца, второй - сексуальный маньяк и так далее и тому подобное...
Психолог, проводивший тест, все "ответы" испытуемого скрупулезно помечал. Затем наступал черед не слишком легких арифметических подсчетов по определенным схемам. В осадке - весь характер испытуемого - по шкале от "-5" до "+5", не брезгуя "0". Психологи утверждали, что точность тестирования даже при одноразовом испытании стремится к восьмидесяти процентам. А при неоднократном так и вовсе к ста!
И что, спросите вы? Ну, рассказали вам же о вашем же характере и ваших же склонностях и наклонностях, а дальше? А дальше уже ваше дело. Например, если вам "поставили диагноз", что ваша тяга к женщинам - "+4" (почти абсолютная), вы можете это, конечно, проигнорировать. А можете призадуматься: как в дальнейшем строить свои отношения с дамами. В частности, как нужно (бы) себя вести, чтобы в вашей семье, буде такая образуется, все было более-менее безоблачно. В то время как ("+4", помните?) каждая вторая юбка вызывает у вас приступ сексуального влечения...

Как вы уже, возможно, поняли, рассказал эту историю не только ради повышения эрудиции читающего текст. Просто в свете выше и еще выше сказанного песни Носорогова можно приравнять к тем самым фотографиям. Слушаешь песенку - погружаешься в очередную патологию Михея - "примеряешь" ее на себя - ставишь плюсик или минусик на воображаемой или реальной бумажке. Пример?
"Бам-бам (кулаком по зубам)".
Нравится тебе двинуть кулаком в зубы кому-нибудь? Плюс. Очень? Еще плюс. Еще и ногой добавить? Плюс и плюс и плюс... И? Да! Ты, как минимум, гопник. А то и вовсе садист. Не начнешь обуздывать в себе зверя - прямая дорога тебе за решетку на долгие одинокие годы. Или недолгие: смертную казнь никто ж пока не. Да и другие любители "бам-бам" могут подсуетиться...
Не нравится? Лепи минус. Не нравится и когда ближнему настучат? Еще один минус. Вообще не терпишь, готов подставить вторую щеку, а, если понадобится, и задницу? Изрисуй дефисами весь листок. Ты, как минимум, толстовец, добрый христианин, а то и вовсе... святой! Не примешь этого во внимание... эээээ, ну, можешь вознестись не сегодня завтра...

Это, само собой, упрощённо. Но схема прикладного использования альбома Носорогова, полагаю, в общих чертах понятна. Помните "Интро": "вор так же ценен, как художник и насильник, земледелец, железнодорожник, проститутка и убийца..." Так что, если подходить к альбому с этой стороны, чуть не постоянное кривляние Михея выглядит не таким уж дурацким. Получается, он вовсе не боится, что его уличат в излишней серьезности, а помогает тебе тестировать тебя. Как в считалочке: вор, художник, проститутка, убийца, земледелец, портной - кто ты будешь такой? Выходи поскорей, не зпадерживай добрых и честных... Михей?

Уже занятно? Но занятно не только это.

При поверхностном ознакомлении может показаться, что в альбоме никакой такой музыки нет, только трень-брень, ор да сугробы слов. При "глубинном" выясняется: есть, есть "курилка"! И скорее жив, чем не жив.

Дальнейшую околовсячину неплохо предварить неким "вместо эпиграфа".

- Пошлость? У меня нет пошлости. Я не занимаюсь пошлостью! Я работаю в жанре похабщины! (из безвременно усопшего Трахтенберга)

Кстати. Носорогов чем-то... да, чё там "чем-то", изрядно и во многом смахивает на (в сторону) Трахтенберга. А вот похож больше на "вчерашнего" Сергея Михалка, который забрел в фан-хаус. Это по-мерикански, по-нашенски - королевство не королевство, домик кривых зеркал. В которых и отражается... Михеем.

От-ставить от-ступление!

...Можно сказать, что составляющая часть альбома группка песенок в стиле "похабное КСП", служит, мнэ, для раскачки и раскрепощения слушающего. На самом-то деле это не совсем так. Но концентрироваться на этой группке и рассуждать о плюсах и минусах "похабщины" в настоящий момент нет ни желания, ни сил. Потому что - чу! - уже концентрируешься на главном, бэйба.

Уже со "Ста лет", Носорогов начинает оправдывать фамилиё.
Один сибирский музыкант пел нечто про "буги-вуги-гнёт". Вот! То, что проистекает на тебя, больше всего поддается определению "гнёт"! Причем не столько в смысле "гни свою линию", сколько в смысле "тёмные силы нас злобно гнетут". В атаку отправляются не слоны Ганнибала, но носороги Михея.
Получается то, что хочется обозвать, подражая Летову, "конкретной музыкой". Расшифровать? Ну, это типа... как панк-психеделия. Шутка. На самом-то деле это, хе, такой блюз. Самый настоящий, ага.
Скупость выразительных средств - пара струнных, акустика и электричество, плюс разнокалиберные нойзы. Нарочитая монотонность и монументальность. Вкупе почти физически давят на выю, пригибая всё ниже и ниже. Утоптанный носорогами, ты постепенно и неотвратимо... становишься ближе к земле?

Если говорить о философии спетого и услышанного, то это - сродни внутрипартийным дискуссиям 1930-х годов. Михей в качестве выступающих - иногда оппонентов, иногда соратников - привлекает строго в беспорядке то Летова, то Цоя, то Бутусова, то Чистякова... Что, в конце концов, чего бы и сколько бы это ни стоило, приводит к "спрямлению генеральной линии".

Немногочисленное, но весомое носорожье стадо взбирается на гребень где-то на "Курице гриль". А затем, как в похабном, подходящем к случаю, анекдоте про старого и молодого бычков, спускается в долину и имеет тебя в течение "Последнего героя" и "Биоробота". Слушая "ПГ" почти физически ощущаешь, как "где-то" в ритме композиции... ворочается Цой. А "парафраз" на самую тяжелую балладу "Ноля" Носорогов вовсе превращает в подлинно монументальное творение...

Спуск (игра слов-с, поручик) окончен! "Network 1976".
Трудно не рассматривать этот "диалог двух культур" как "кредо №2": "...мы сидим дома, а мир, в котором мы живем, становится все меньше. и всё, о чем мы просим, - оставьте нас в покое в наших комнатах... только не трогайте меня. а я буду вас трогать! я хочу, чтоб вы сошли с ума. мне не надо, чтоб вы протестовали. мне не надо, чтоб вы бунтовали... всё, что я знаю, - вы должны сойти с ума! вы должны сказать: я человек, черт возьми! моя жизнь чего-то стоит!"

Вот! Теперь уж точно можно закруглиться! Но круглится всё песенкой, с самого начала радующей пушкинской рифмой "босс-под.ебос". Собственно, последнее - название. Причем автор ухитряется неким нечеловеческим (носорожьим?) образом поставить после жирной точки достаточно жирный восклицательный знак!

мы в вашу стучимся дверь
хотим вам задать вопрос
готовы ли вы променять
душу на под.ебос

у вас ведь всё уже украли
то, что хотели вы продать
и вы надежно про.бали
все то, что можно прое.ать

мы верим в то, что мы сумеем
слепить конфетку из говна
и на обломках всех иллюзий
напишут наши имена
а если нет, тогда позвольте
забрызгать вас ручьями слез
когда вас заживо проглотит
ваш господин, Пост-подъебос

а пока пусть звучит рокенролл

Уфф! Фсё. Остается вытащить-ся, как барон Мюнхгаузен, за что-либо из земли, отряхнуться, медленно прийти в себя (отметив, что содержание альбома полностью соответствует названию) и...

...и перейти к РокерДжокеру.

Помни, сынок: это не гитара, это укулеле!
Примерно так наставляют Знающие незнающих. Ахх-у-е-ук-у-ле-ле... Томно тянешь внутри себя, закатывая глаза. Если не в курсе, что укулеле все-таки... тоже гитара! Только гавайская, четырехструнная и маленькая (раза в три-четыре длиннее пениса). Так и подмывает спросить: и что? Это важно?!
Гораздо важнее невыдуманная история про Светлану Чапурину (Дочь Монро и Кеннеди) и ее верную домру.
Говорят, домра по определению - не солирующий инструмент. А тут сделалась. Только вот подзвучить ее на концерте - кошмар на улице Язова! Тогда заинтересованным личностям пришла в голову идея потрясти потомков Страдивари и Фендера и - впервые в истории - сделать электрическую домру! Сказано - сделано! Честь и хвала российским левшам (и мойшам)! Только... что? Ага, электрическая домра стала звучать так, как вполне может звучать нормальная и привычная электрогитара. Ну, там, с "примочкой"... Стоил ли огород выделки?
Это я про укулеле, если кто еще не понял.

Впрочем, именно его балалаечное треньканье, перекликающиеся с "море-волнуется-раз" баяна, приближают нас... к давней мечте всего прогрессивного человечества! Мечта эта живет с тех самых пор, как лидер группы "Ноль" Федор Чистяков - "на прощание" разбив гитару о голову бассиста на записи альбома "Полундра" и почти перепилив горло тупым ножом "воплощению мирового Зла" художнице и колдунье Ирине - излечился от пагубных пристрастий к алкоголю и прочим изменяющим сознание до травмы веществам. Изменился, став глубоко верующим человеком. Заиграл красивую, умную, духовную и душевную музыку. Оставив пустым свято место дикого, необузданного, глубиннонародного рокенролла "под гармонь". Часть этой пустоты, как абмразуру вражеского дзота, бесспорно, перекрыли своими грудями Носорогов и его соратник Сирый. Именно призрак Чистякова-изначального постоянно маячит за плечами Михея и Макса на протяжении всей чертовой дюжины песен. Ну а призраки уже помянутых не к ночи Шнура и Новика - это от лукавого.
В принципе Дядя Федор вполне мог бы быть если не автором, так исполнителем вещиц "Rockerjoker", "Не хотеть", "Пеликаны", "Жестокое сердце", "Молодые", "Пять литров крови". Даже "Америки" (которая хороша, не хороша, всё лучше тубсовской "Мадонны"). Даже "Китая" (который плох, не плох, все лучше тай-ландского)... В то же время не покидало и не покинуло ощущение, что у Чистякова выходило легче и естественнее, глубже и объемнее. Может, и ошибочное. Не ошибочно то, что большая часть представленных номеров - хитцы, хиты да хитяры (павлины, говоришь? Х-хе).

Некстати. На "Не хотеть" (которая в групповом варианте избавилась от супервыпендрёжа сольника), точнее, вот на этих строках:
то ли хочется бросить курить
а то не хочется бросить курить
ноу смокинг
вспомнился анекдот про Параджанова.
Знаменитому режиссеру пришлось отправиться на Каннский фестиваль едва не из-за тюремной решетки. И смокинга, без которого невозможно было посещать большинство фестивальных мероприятий, у него, само собой, не было и духу. Тогда находчивый Параджанов снял где-то табличку с надписью "No smoking" да так с ней повсюду и (про)ходил...

Возвратившись: естественно, РокерДжокер - гораздо удобоваримее для слушателя, чем Носорогов собственной персоной. Если там он ПЫТАЕТСЯ, то тут парочка а-ля Коровьев-Бегемот (Карлссон-Малыш) шалит по полной.
Впрочем, не везде. Отголоски Михея-соло нет нет, да и мелькают. Не могут не мелькать?
Отчасти это "Морская" и "Космос". В наибольшей степени - "Город" - один из лучших слышанных мной образчиков описания ужаса чЕЛОВЕЧКА перед Мегаполисом.

Раздавались голоса, что это не музыка никакая, а такое "бардь-ё-моё". Мол, доразвивалось КСП.
КСП-то доразвивалось. Но это не про джокеров. Многое не про них (каламбур, между прочим). Нееееет, музыки - хоть отбавляй. Даже несмотря на то, что скупость саунда не может не достать. И мелодисты хлопцы - дай Бог каждому. Захотели бы, на основе ТОГО ЖЕ материала такого панку, металлу, а то и прогрессиву задали, что стало бы тошно даже чертям. Они задали ВОТ ТАКОГО. Прикольно, жизнеутверждающе и просто талантливо - опять несмотря ни на что.

Удивительно, что оценивают "Простые вещи" прохладненько. Вы ж, аки молитву, всё время повторяете "пазатифф, пазитифф..." Ну, вот он. Местами. Под водочку хорошо? Неплохо. Хотя я считаю, что под водочку душа чаще просит нечто вроде гребеньщиковского "Русского альбома". Но и без водочки - тоже ничё. И главное достоинство (для меня) что того, что этого альбомов, - я хотел бы услышать следующие. Многое в услышанном прозрачно намекает: может быть круче, огого может быть.
Впрочем, ненавижу разговоры о потенциале. Некто умный сказал, что потенциал - это когда УЖЕ реализовано, а не тогда, когда МОЖЕТ БЫТЬ...

Снова некстати. А чей еще альбом назывался "Простые вещи"?

Снова кстати. С удивлением заметил, что в процессе слушания кардинально переменил свои взгляды. Если поначалу казалось... да что там, уверен был, что РД - гораздо лучше и интереснее, чем МН, то сейчас, пожалуй, думаю наоборот.

Наконец.
Мы - бриллианты в говне! - гордо заявляет Носорогов в первой же песенке сольного альбома.
На мой взгляд, чтобы искать (и находить) первые в последнем, надо СЛИШКОМ любить бриллианты и СЛИШКОМ НЕ любить себя. Следовательно, и возможность находки - сомнительна и достаточно редка. Ну, без гордыни, я люблю "бриллианты"... Кто еще, а? Ууууууууу...

Пожелать? Не-а, не буду. Пусть продолжают заниматься огранкой алмазов, попутно увеличивая кучи того, в чем те в итоге спрячутся. Скрестить ассенизатора с ювелиром - чем не почетная задача? Чем, чем? Ничем.

Продолжение следует...

Читать предыдущие главы 666

666 альбомов белорусской судьбы. Носорогов - 2009 "Хороший, плохой, злой" RockerJocker - 2009 "Простые вещи" (Юрий Романов, Инфо-центр ЦЖР, февраль 2010)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям

Спасибо, Юрий! Отличная статья! Особливо понравилось применение теста) Мне определенно нравятся Ваши тараканы)
Пиши исчо!
PS Кстати на http://ocmoc.kroogi.com/ вот-вот появится сингл от RockerJoker, где в полной мере реализуется Ваша фраза: "на основе ТОГО ЖЕ материала такого панку, металлу, а то и прогрессиву задали".