30.01.2008 Интервью: OSIMIRA Живая музыка Спящей Земли

В выходные этно-коллектив «OSIMIRA» порадовал поклонников фолка выступлением в клубе «CUBA». Одна из лучших белорусских команд, в музыке которой сочетаются современные ударные, бас-гитара, скрипка и старинные белорусские инструменты, а песни исполняются на различных диалектах белорусского языка и на польском, на этот раз показала оборотную сторону своего творчества. Пришедших ждал концерт «„OSIMIRA“ наизнанку» или «Анти-OSIMIRA».

ИнтервьюПро проект написано немало и в прессе, и в Интернете. Мне же захотелось узнать о некоторых моментах жизни как коллектива, так и «создателя-двигателя» группы Андрея Половчени из первых рук. Можно сказать, время рассчитала верно — за 1,5 часа до начала действа: приди минут на 20 позже, оторвать кого-то из «OSIMIRы» от приготовлений не получилось бы. Сами понимаете: предконцертная суета…

Мне повезло, беседа с Андреем оказалась спокойной: без телефонных звонков и организационных вопросов.

— Надолго ли в Могилев?
— На два дня.

— А потом куда?
Домой, в Питер. Теперь там живу. Уже 4 месяца. Плотно работаю. Конечно, группу не забросил, не забросил и концертную деятельность. Занимаюсь продюсерским центром «OSIMIRA PRODUCTION» вместе с Олегом Тихоновым, нашим директором.

— А сегодня полным составом выступаете?
— Приехал я одни. Остальные живут здесь, в Могилеве.

— Знаю, хорошим событиям посвящен сегодняшний концерт…?
Да, моему дню рождения и дню рождения Кости Концевого. А ещё отмечаем день рождения группы — 6-летие, которое грядет совсем скоро. Обычно празднуем в марте, но подумали, что можно все совместить. Тем более, если приплюсовать время «жизни» группы «Округ свободного искусства», получится, что нам уже 13 лет.

Концерт сегодня неформальный: будем без костюмов, постараемся рассказать вещи, которые никто не слышал, так сказать «интимное». Решили вывернуть себя наружу, показать, чем живем на самом деле. Я привез проектор, во время концерта покажем фотографии, которые ни в прессе, ни в Интернете не публиковались.

— Расскажи немого о себе. Где родился, где учился…?
Родился в Могилеве. Родители — белорусы. Учился в школе № 35. Окончил фельдшерское дело. Есть и дополнительная специальность — массажист. Затем были курсы PR-менеджеров, работа на «Радио-Могилев», телеканале «Могилев-2», где руководил проектом «Ключи от города». Трудился для горисполкома. Вместе осуществили несколько акций: «Власть спорта» (команда горисполкома играла в волейбол против средств массовой информации), Праздник города 2004 года и др. В общем, занимался тем, что нравилось.

— А сколько тебе лет? И сколько из них музыкой занимаешься?
Сейчас (улыбается) 31. Музыкой занимаюсь, соответственно, 13 из них.

— Значит музобразования как такового нет?
Нет. Когда-то, ещё в школе, пришла тетя набирать детишек в музыкальную, мне сказали, что слух отсутствует. А я, честно говоря, очень хотел заниматься. Потом была бас-гитара, лет в 13-15.

— Как поняла, Могилев для тебя — родной. Первые ассоциации, когда слышишь словосочетание «город Могилев»?
По большей части — это друзья, с детства знакомые места. Хотя самые любимые находятся не в Могилеве, а под ним. Город, как таковой, мне не очень нравится, хотя и родной. Больше по душе природа вокруг. К сожалению, Могилев по проекту — провинциальный. Здесь нет ни парков, ни садов, где можно было бы спокойно погулять, отдохнуть…

— А улица Ленинская — наш «Могилевский арбат»?
Если и попадаю туда, стараюсь идти быстрее, чтоб никого не встретить. Иногда, конечно, хочется поговорить с кем-нибудь, но тогда созваниваюсь, встречаемся. Честно говоря, был момент подъема, гордости за город, когда только благоустроили Большую Садовую. Но мы ведь ездим в разные страны и видим, что гордиться-то нечем. В любой стране Европы преображение — естественно. Но если произошедшее рассматривать в свете того, что для нашего мэра это было серьёзное и рискованное решение… Я, честно говоря, с благодарностью и уважением к нему отношусь, потому что делает такие вещи, которые не делает никто в стране, на свой страх и риск. А ведь с той же Ленинской мог потерять абсолютно все. Благодаря таким, как он, город становится флагманом чистоты в стране. Есть, конечно же, моменты, которые не устраивают. Например, жители Могилева.

— В каком смысле?
Местечковость людей.

— Простота?
Простота может быть разной. Например, в Польше простота — действительно синоним радушия. Мне кажется, на самом деле наши люди не очень гостеприимны и радушны. Бываю в разных местах и могу сказать, что могилевчане угрюмые, подозрительно глядящие на других, тех, кто отличается от них. Не приемлю, когда гоняют уличных музыкантов, не приемлю до агрессии, когда люди, услышав белорусскую речь, подозрительно смотрят и говорят, что это враги народа.

— А кто привил такую любовь ко всему белорусскому?
У меня в школе как раз таки отбивали любовь к белорусскому, как, собственно, и у всех школьников моего поколения. Заставляли любить русскую культуру и не любить свою. Рассеивалась «россейщина». Во многих моментах она проявляла, да и проявляет себя, как доминирующая. Очень прискорбно, потому что свою культуру забываем. И мне, как человеку, занимающемуся этно и фолком, традиционными направлениями белорусской культуры, больно смотреть на коллективы государственные. Не соответствуют ни костюмы, ни песни, ни такие инструменты как гармонь, балалайка, которые исконно никогда и не были белорусскими. Это огорчает.

У нас есть программа «Белорусская кухня», которую возим за границу. Сейчас на подходе «Батлейка». Программы слегка модерновые, презентующие белорусскую культуру. И то, что за границей она многим незнакома и не всегда понятна, это нормально. Но когда здесь, в Беларуси слушают и удивляются, откуда дуда, откуда волынка?.. Получается, люди забыли, что та же дуда — наш национальный символ, без неё не обходился не один белорусский праздник.

— Наверное, дуда — твой любимый инструмент?
Конечно. Это сакральный, ритуальный инструмент, целый Космос. Поэтому очень трепетно к ней отношусь.

— По-поводу инструментов. Сами делаете?
Частично делаем сами, частично нам делают специальные мастера. Например, совсем недавно заказал дуду и уже получил её от мастера Дениса Сухого из Минска. А вообще то, что мы видим — матрешки, ряженные бабки с баянами, песни «за чарку и шкварку» — страшно. Об этом уже когда-то высказывался, чем вызвал гнев нашего управления культуры. Теперь я там большой недруг. Зачем людям показывать советский фолк? Академизм ведь убивает все живое. Поэтому люди и не любят. Поэтому и не ходят.

— А какая публика ближе: могилевская или заграничная?
Не могу сказать, что мне не нравится могилевская публика. Но у могилевчан есть определенные стереотипы, с которыми они живут. Я не обвиняю их в этом. Мы зажаты в своей скорлупе. Живем и не знаем, что на самом деле происходит в других странах. Я не говорю о финансовой составляющей. Говорю о том, что сама культура, отношение к ней людей у нас иное. В Могилеве выступаем один раз в год. Этого хватает. Ведь есть стереотип: ну свои, ну ничего особенного, Могилев и Могилев, не важно, что с концертами катаются, где угодно. Свои — и все! Свои — «в доску»!

Зарубежная публика более открыта, готова танцевать без алкоголя. У нас — только с алкоголем. Бояться, что кто-то посмотрит не так. А там люди просто радуются. И их раскованность сильно подкупает, как на концертах, так и в личном плане. Очень здорово. Хотел бы, чтоб здесь так было.

Интервью— За плечами 6 лет… Самый запоминающийся концерт какой?
Один из самый ярких концертов был в 2005 году — на Международном фестивале «VILJANDI FOLK MUSIC FESTIVAL» в г.Вильянди (Эстония). За 5 дней прошло 50 концертов: круглые сутки выступления на семи площадках. И вот вышли играть мы, никому неизвестная группа, единственная из Беларуси, по-моему, даже из России никого не было. На второй песне стадион встал и начал в такт музыке руками махать. Просто потрясающе! Сначала немного оторопели, даже испугались, ведь ни все инструменты строили. На следующий дань было три концерта подряд, в ангаре вмещалось около 2 тысяч человек. Играли три концерта подряд, одинаковых, с разницей в 15 минут. И те люди, которые были на первом концерте, не уходили. А после третьего осталось человек 15. Они сняли обувь и стучали по сцене каблуками, крича: «Бе-ла-русь!!!».

Потом такие вещи повторялись ни раз. Публика часто кричит: «OSIMIRA»- Беларусь!«. Считаю, это хорошая ассоциация. Не потому, что наш коллектив такой супер-пупер, просто очень хороший посыл, когда люди на хороших эмоциях что-то запоминают.

— Немного о названии…
Получилось русскоязычное, потом очень многие за это ругали. Но, с другой стороны, «OSIMIRA» — удачное коммерческое название: хорошо произносится на любом языке, благозвучное. Расшифровать можно по-разному. Например, оси мира — особые оси. У каждого свой мир, своя культура, и каждый держится на них, на этих столбах-осях. Мы собираем эти оси мира. Вообще же в Австралии живет дикое племя, у которого есть интересная штука — «ось мира» (огромный 4-х метровый столб, который вкапывают там, где живут). Это для них — центр Вселенной. Когда нужно перейти куда-нибудь, берут столб с собой и вкапывают на новом месте. Именно здесь и начинается другая жизнь. Ещё есть оси зла и, соответственно, оси мира…

— В заключение банальный, но важный вопрос, — планы на будущее?
Самое главное, работать над собой. У нас нет планов захватить что-нибудь, выступить в каком-то определенном месте. Мы повзрослели, поэтому главное — все делать хорошо. Пусть это будет скромно, пусть минимально, но хорошо, качественно, профессионально. Так, чтоб не стыдно было показать, чтоб было достойно нас, достойно белорусов, достойно нашей страны.

Интервью: OSIMIRA Живая музыка Спящей Земли (Ольга Ткачева, найдено на mycity.by, январь 2008)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям