Так зажигаются... ШКОЛЫ - история АВАНГАРДШКОЛЫ

Писать историю мало кому известной группы — глупость несусветная. Кому нужны нудные подробности смены составов, стилей, устремлений? Никому. Тем более, что все истории становления различных команд похожи друг на друга, как сливные бачки общественных туалетов, и вся разница лишь в длине шнурка, за который дёргают (пока не оборвут), дабы смыть очередную надежду в безвестность канализационного зева. Всё это, заметьте, я прекрасно осознаю. И, тем не менее, пишу. Логично было бы задуматься: «Зачем?». А затем, что я глубоко убеждён в том, что группа «АВАНГАРДШКОЛА» на данный момент является одной из лучших рок-групп в Беларуси и пусть не сегодня-завтра, но вынырнет из тьмы безвестности. А погреться в лучах чужой славы, и уж тем более стать соискателем купонов-процентов-алиментов с бабла, что неизбежно посыплется на группу в самом ближайшем будущем, я совсем не прочь. Именно поэтому, побуждаем корыстными целями, спешу вынести на ваш суд историю легендарной, бессмертной и незабываемой для потомков группы «АВАНГАРДШКОЛА». Приобщайтесь к таинству рождения нового рок-монстра...

Часть 1. Древние времена

Всё началось с того, что одним погожим утром, днём, ночью или вечером, почти двадцать четыре года назад, в глухой как..., ну, короче, в Сибири, в городе Алзамае, на свет появился мальчик по имени Кирилл, позже известный в Слуцке и Могилёве как Фан. Детство нашего героя мы опустим ввиду экономии места и некоторых малозначительных событий, подобных тем, из-за которых в Евангелии опускается описание излишне бурного отрочества и разгульной юности Иисуса Христа. Стоит лишь упомянуть, что детство у нашего героя было.

Время шло, в порядке очереди рождая и убивая идолов и героев русского рок-н-ролла. После бурных восьмидесятых и неразберихи начала девяностых установилась дремучая рокенрольная тишина. И вот, среди этой дремучей тишины, в голове возмужавшего Фана вдруг стали подозрительным образом возникать отдельные мысли, стихи и даже целые песни! То во сне, как Мише-химику, придёт, то бутылкой гопота по голове огреет — «Эврика!!!» — по разному было... И подумал однажды Фан: — «А чё?». Мысль ему понравилась, тем более, что рядом слонялся без дела тип по имени Мирон, поощрявший всякие мысли. Его-то Фан и научил играть на гитаре. О том, что из этого выйдет, два друга тогда ещё не думали.

Прошло немного времени, и Фан заметил, что Мирон стал до неприличия хорошо играть. Тогда Фан перестал задаваться, «якать», обнял Мирона за талию и сказал — «МЫ»! Что под этим подразумевалось, Мирон, конечно, не понял, но содружество двух друзей с тех пор стало называться именно так. Прошло ещё чуток времени, и Фану с Мироном стали завидовать. «А почему это вы — «МЫ», а мы — не «МЫ?» — спрашивали их остальные друзья и окрестные разгильдяи. Всем хотелось быть «МЫ». А Мирону и Фану как раз надоело быть только вдвоём «МЫ», поэтому в группу приполз некто Шатен, с барабанами на закорках, и Захар, с горячим желанием научиться играть на басу, что, забегая вперёд, по причине природной тупости ему так и не удалось. Был, правда, ещё какой-то Клоун, который тоже любил подёргать за струны чужую бас-гитару, но на него не обращали особого внимания, как и не разубеждали в том, что он тоже «МЫ».

Как всякая порядочная пост-совковковая группа, «МЫ» играли «на говне». Репетиции начинались с подключения инструментов к всевозможным проигрывателям, усилителям, приёмникам, разветвителям, магнитофонам и прочему хламу, в обилии раскиданному везде и всюду. На эту возню уходило часа четыре, а затем минут тридцать всё вокруг дрожало и хрипело от звуков здорового рок-н-ролла. Заканчивалось всё, по обыкновению, печально. Либо молодецкой удали не выдерживала аппаратура, либо соседи, зарядившись прущей сквозь стены энергией, начинали дружно штурмовать двери квартиры или названивать в милицию. Чтобы не сильно напрягать народные массы, ребята на время затихали и принимались за распитие подогретого в духовке, по питерскому обычаю, вина. По пьяни, обычно, все чесали языками, что помелом, поэтому рождались новые, вполне актуальные названия для группы, например «ТВ», т.е «ТЁПЛОЕ ВИНО», а также «ЦМ», «М2Б» и прочая шизоидальная ахинея. В конце концов друзья допились до того, что Мирон однажды перепутал гитару с басом и стал басистом.
— Ты же гитарист!!! — возмутились Захар с Клоуном.
— Чего? Какой я гитарист? Я — басист! Идите, други, проспитесь! — ответил им Мирон. Захар с Клоуном обиделись и ушли. По дороге они встретили Густава, которому дружески объяснили где можно похмелиться. Густав тотчас же пришёл и взял в руки валявшуюся гитару Мирона. Играть он не умел, но хитрожопым был с детства, поэтому тотчас же оценил ситуацию и замаскировался под гитариста. Никто, конечно, ничего не заметил, потому что все квасили на кухне и выдумывали новое название для группы. Мирон, чёрт его знает где, услышал модное слово — «АВАНГАРД» и кричал, что это — полный вперёд! Фан ему не верил, его мучила ностальгия по времени общения с нежными одноклассницами, поэтому он настаивал на названии «ШКОЛА». Как всегда, получилось ни рыба, ни мясо — херня да и только, трезвым на смех — «АВАНГАРДШКОЛА». Друзья отметили новое название по русскому обычаю и сразу пошли писать свой первый альбом.

В помятой «бело-морине» неторопливо курилось Древнее Лето 1995 года...

Часть2. Период внутренних войн и крестовых походов

Место для записи первого альбома группа нашла быстро. Отличился не лишённый гениальности в подобных делах Мирон — предложил студию «Йарас вонёмес», то бишь «Семёнов сарай». Семён был не очень большим поклонником творчества молодой группы, и сарай свой предоставлять не желал, поэтому в отношении него была проведена силовая акция. Семёну скрутили руки и вынесли вместе с мусором на улицу. А в сарай перетащили свою аппаратуру, инструменты и творчество началось! Шатен во время записи стучал с излишним усердием, чем вызвал у Мирона, Густава и Фана стойкую неприязнь и подозрение. Поэтому, как нежелательный элемент, был от записи отстранён. Замену ему нашли в виде пришедшего на запах самогона Клима. Причём была замечена одна интересная особенность: когда самогона не было, не было и Клима, поэтому все старались, чтобы самогон был всегда. Через неделю 80-минутный альбом назвали «Если бы».

Теперь группа горела желанием потрясти не только стены сарая, но и сердца публики. В Слуцке публики не водилось. По крайней мере, в количестве, способном удовлетворить растущие амбиции. Очень кстати появился могилёвский раздолбай Ворон, наябедничавший, что в Могилёве добра этого, то бишь публики, до фига. Судьба Могилёва была предрешена. Фан и компания стали готовиться к экспансии на север: закупались медиаторы, примочки, гитары и бухло, бухло, бухло...

16 декабря 1995 года вторжение на Могилёвщину началось! Концерт проходил в МГПИ им. А.Кулешова, в народе более известном как «педуха», при участии ещё 11 групп. На выступлении ребят из Слуцка, публика сидевшая до этого на жопах, вдруг с удивлением обнаружила себя трясущейся под сценой, что немало позабавило самого Кирилла, считавшего, что группа выступила более чем плохо. Но, как бы то ни было, этот день все дружно решили считать Днём Рождения коллектива «АВАНГАРДШКОЛА»...

Летом 1996 произошла вторая «проба сил» в области звукозаписи — был записан альбом «Как будто». Записан он был в течение нескольких часов в ГДК Слуцка. Ликёро-водочная форма оплаты (в размере 3 бутылок) техперсоналу ГДК так и не досталась. Этот факт, конечно, не мог не огорчить звукооператоров и иже с ними, но саму группу радует до сих пор. Во время записи альбома ранее отстранённый Шатен был окончательно устранён. В ходе процедуры устранения под жестокую раздачу попал и притворявшийся гитаристом Густав. Ему на смену пришёл Саша «Вишня» Вишняк.

Вторая работа группы уже не осталась незамеченной. На белорусском радио стали время от времени крутить песни группы. Фан, слушая их, однажды даже прослезился и дал Мирону автограф. Мирон, дабы не отстать от товарища, тут же театрально разрыдался и почти две недели терроризировал окрестности Слуцка, раздавая автографы направо и налево.

Но в этой суете Фан не забывал о своих намерениях поставить Могилёв на колени. Учёба в «педухе» и постоянное созерцание бездарной, в своём большинстве, могилёвской сцены, подтолкнули Фана к решительным действиям. Весной 1997 года вторая попытка завоевания Могилёва вновь захлебнулась: Клим и Мирон, добираясь до ДК Куйбышева, в котором и проходил концерт, настолько переполнились оптимизмом и сопутствующим ему алкоголем, что играть уже были не в состоянии. Фан нервничал, незаметно для самого себя превращаясь из стопроцентного раздолбая в серьёзного музыканта и текстовика.

Зимой 1997 года Мирон с Фаном посрались. Всё вышло до банальности просто — Мирон проиграл Фану в карты бутылку водки. А Фан выдул её втихоря вместе с девушкой Олей, не оставив другу и пары капель. Мирон обиделся и уехал домой, в Слуцк.

Размолвка Фана с другом, как оказалось, была на руку владельцам «ночников», торгующих бухлом — Кирилл жутко пил, и каждое утро сообщал по телефону руководительнице хора, в котором пел, что он умер. Из запоя Фана вывел намечающийся фестиваль. Он знакомится в Могилёве с Пашей и Куртом из группы «САНСАРА» (она же «СТАР ФЛЭШ»), с которыми, наспех отрепетировав несколько песен, в запале выступает так, что ставит на колени если не всех присутствующих в зале, то большинство — точно. Третий крестовый поход «АВАНГАРДШКОЛЫ» на Могилёв, свидетелем которого, к слову, был и ваш непокорный слуга, завершился полным триумфом. Многие «иноверцы», даже из лагерей Мрачного Металла, сменили свои музыкальные приоритеты. О Фане и «АВАНГАРДШКОЛЕ» впервые заговорили как о масштабном явлении на белорусской сцене. Даже пессимистические «супер-стары» от рок-критики с уважением отметили перспективность и красоту творчества Фана...

Заканчивался 1997 год. Минск восторгался толстой Камоцкой, пустая, как паветраны шар, группа «НРМ» самодовольно напялила на себя рок-корону, заражались звёздной болезнью молоденькие «ХЭППИ ФЭЙС», трясла недоразвитыми грудями Кристинка из «АСТА ЛА ФИЛЛСТА»... Всё это дурно пахло, и никто не докажет, что это «дурно» и было подлинным запахом рок-н-ролла... А Фан, со своей «АВАНГАРДШКОЛОЙ», благополучно избегнув суеты, пил водку, благоухая искренностью и душевной свежестью...

Кристально чистая осень 1997-го, заботливо пригретая за пазухой, наполняла собой пустые стаканы...

Часть 3. Новое время

В 1998 году на смену Нормальному Составу Группы «АВАНГАРДШКОЛА» пришла Полная Жопа. То-есть, одну ягодицу составлял «слуцкий состав» группы: басист Мирон и ударник Клим; вторую — «могилёвский состав»: басист Лукашенко Сергей и ударник Лёша «Гоп». Новый и единственный гитарист, Журавлёв Витя, как и положено шву на жопе, эти две половинки соединял. Ну а в центре, на самом почётном месте, естественно, находился сам Фан. Интересная структура группы как магнитом стала притягивать различных устроителей концертов — приглашения выступить сыпались со всех сторон. Больше всего такая структура нравилась Т.О. «В ТИХОМ ОМУТЕ». Можно предположить, что Клайду Эрману она навевала что-то родное и близкое... В любом случае, во многом благодаря его поддержке, группа непрерывно концертировала в Могилёве и области, вербуя новых и новых поклонников. Особенно памятной оказалась поездка в Кричев. Двумя удачными концертами «АВАНГАРДШКОЛА» буквально ставит город на уши, едва не разнеся ко всем чертям местный ресторан. А после устраивает грандиозную пьянку с местным БПСМ и особо приглянувшимися поклонницами (в последних недостатка не было). В перерывах между концертами группа записывает демо «Что-то не то».

В 1999 бурная серия концертов продолжается. Группа совершает первую, не очень удачную вылазку в столицу. Перед концертом Мирон умудрился нажраться до невменяемости и на вопрос «Как же ты будешь играть?» уверенно посылал всех туда, куда обычно не ходят, чем порядочно портил группе настроение. Больше всех расстраивался Лёша Гоп. Только этим можно объяснить его маниакальные порывы набить вокалисту «МЕХАНИЧЕСКИХ АПЕЛЬСИНОВ» морду. Фану же приходилось одной рукой отмачивать Мирона в ванной, а другой держать махающего кулаками Гопа, что в конечном итоге сказалось на качестве выступления.

Несмотря на продолжающиеся «детские» болезни, повзрослевшая и заматеревшая группа разрождается куда более достойным, чем прежние, альбомом «Кое что». Собственными силами был снят клип на песню «Вот он я какой». Какой именно Фан в клипе, массы людские так и не узнали, потому что... Да-да, всё та же раздолбайская молодость проявила себя на стадии сведения — всё нужно снимать заново...

Масса планов, бурлящих в голове Фана, была прервана Сраной Повесткой в Армию. Прежде чем уйти на рубежи защиты Родины от натовских стэлсов, «АВАНГАРДШКОЛА» в Могилёве на фестивале «ПОСЛЕДНИЙ ЭШЕЛОН» ставит эффектную точку. Кирилл уходит в армию, гитарист Витя Журавлёв скоропостижно женится и исчезает из поля зрения. Две ягодицы, не скрепленные ничем, понятное дело, попросту разваливаются. Какой бы Полной не казалась жопа, жопа может придти и ей.

По настывшему плацу, грохоча кирзовыми сапогами, марширует Зима-2000-го. На суровом лице застыла маска решимости, но в глазах пугливым огоньком колеблется испуг. С ветки одинокого каштана за ней с молчаливым любопытством наблюдает стайка замёрзших воробьёв. Им так хочется новой весны...


Рождение сверхновой... ШКОЛЫ

Итак, пока Фан чистил армейские сапоги и гонял по казармам духов, история «АВАНГАРДШКОЛЫ» незаметно для окружающих преодолела состояние неустойчивого равновесия и ушла на новый виток. И дабы запротоколировать это историческое событие, а заодно познакомиться с Фаном, на КПП армейской части № 14 города Слуцка появился некто Шум, будущий директор «АВАНГАРДШКОЛЫ». Но первая встреча была взаиморазочаровывающей. Шум видел перед собой грубоватого вояку с далёким огоньком безнадёги в глазах. Этот человек мало чем напоминал прежнего Фана, и было сложно представить, что на гражданке вокруг него, как прежде, будет вертеться-бурлить жизнь. Кирилл и вовсе не видел ничего, кроме длинного носа, сующегося в его жизнь. Однако слова «Ты только держись, не умирай», — сказанные Шумом при расставании, твёрдо въелись в его память.

Вскоре Фан демобилизовался. Бросился к «своим», но никого не нашёл. Слуцкий состав «АВАНГАРДШКОЛЫ» внезапно и вдруг стал очень взрослым: Мирон спился, Клим стал совершенно неподъёмен... Все попытки Кирилла расшевелить друзей не дали ровным счётом ничего. Отчаявшийся Фан перебирается в Могилёв, где с трудом находит работу, с ещё большим трудом — квартиру, однако и здесь оправдываются только худшие ожидания. Город за полтора года словно вымер. Не осталось ни тусовок, ни людей, ни музыкантов. Неведомое ранее уныние бродило вслед за Фаном по слякотным весенним улицам, рождая новые песни: «Где вы рокеры, где панки? / Вы куда исчезли разом? / Вас сожрала бытовуха или ум зашёл за разум? / Уходил — вас было много, / А вернулся — враз не стало... / Видно ум зашёл за разум — бытовуха вас сожрала!». Триста шестьдесят пять дней пустоты. После — канавы и рвы, лишь отчаяние и ощущение того, что всё безвозвратно прошло. Осталось кислое «Жигулёвское пиво», остался сырой асфальт и тоненькая нить надежды, вьющаяся по лабиринту безысходности. Впору повесить крылышки, и люди, окружавшие Кирилла с дня на день ждали, что это произойдёт, но... Фан не на словах, а на деле принялся доказывать: «вот он я какой». В сражениях с бытовухой и самим собой, он начинает по кусочкам собирать свою «АВАНГАРДШКОЛУ»: «Кто-то забросил всё, я ещё верю... / Надеюсь, что буду до самого края / Живым. Не подохну! Не брошу затею! / Себя исправляя, кого-то спасаю я».

Поиск музыкантов из старого состава не привёл ни к чему. Где-то в тёмных под-воротнях отыскался только Лёша Гоп, которого эволюция за год превратила в клубок мускулов (злого мяса). Музыка старого барабанщика «АШ» волновать перестала совершенно, однако старая дружба с Фаном заставила Гопа трях-нуть стариной. На вакантные места по-жаловали гитарист Дима («Платон») Платонов и его дружок-забулдон Максим Качаев, кое-как умеющий ковырять струны баса. С этим составом Фан летом 2001 появляется на рок-фестивале в культовом для русского рокенрола городе Бобруйске, родине «майковского» Гуру и группы «БИ-2».

Фестиваль проходил под открытым небом. «АВАНГАРДШКОЛА», выступавшая на исходе ночи в состоянии «крайнего забухновения», этого дружно не заметила. Поэтому Фан, посреди выступления обнаруживший над собою звёздное небо, от неожиданности уронил микрофон и вместо того, чтобы петь дальше, разявил во всю ширь свой дембельский рот, пытаясь вообразить, «кто же это мог спи..дить крышу ДК?». На басиста Макса это же зрелище подействовало и того более удручающе: он попросту оху..ел. Факт этот вскоре документально засвидетельствовали врачи, поставив ему диагноз «ПСИХОЗ». И только гитарист с барабанщиком плевали на наваждения: Платон колбасил соляки, Гоп садистски избивал ударку. Но ни то, ни другое общей трупной картины не меняло...
Не менее удручающими получились и следующие два концерта в Могилёве и Горках. Кирилл с трудом сдерживал в себе желание послать всё к чёртовой матери. Чуть-чуть оптимизма добавлял лишь расходящийся в народе нехилыми тиражами альбом «АШ» «Кое-что» 1999-го года. Но чувство особого оптимизма по этому поводу посещало как раз таки не столько самого Фана, сколько хитрожопого Платона, умудрившегося под шумок сплавить на свою выгоду порядка сотни кассет. По армейским законам гитариста за такие шалости следовало бы поставить раком, но дальновидный Кирилл с этим вариантом решил повременить, сославшись на то, что гитарист, падла, всё же очень хороший. Но для пресечения финансовых махинаций впредь, решено было обзавестись директором.

Директор — это такая должность, где можно ничего не делать, гонять балду и при этом стричь с общака купоны славы, денег и прочих радостей. Такие расклады были весьма симпатичны упомянутому выше Шуму, который к этому времени крепко сдружился с Фаном и постоянно вертелся рядом, всячески помогая «АВАНГАРД-ШКОЛЕ» подниматься с колен. Он-то и примерил на себя понтовую должность. Одновременно с появлением в группе Шума, в «АВАНГАРДШКОЛЕ» произошли последние изменения в «боевом составе»: на смену погрязшему в мышцах Гопу пришёл щуплый паренёк по имени Габрусь, неожиданно оказавшийся подлинным монстром ударного дела. Группа пробует себя в новом составе, и всего нескольких репетиций хватает Кириллу для того, чтобы вновь воспрянуть духом. А уже в октябре-декабре на двух крупных фестивалях с участием ведущих групп Могилёва «АВАНГАРДШКОЛА» заставляет вновь заговорить о себе в настоящем времени. Больше никто не смеет усомниться в том, что группа действительно ожила.

В декабре месяце коллектив садится за запись своего нового альбома в студии «Нико-рекордс». Вся зима и весна проходит в напряжённой работе на репетиционной точке и в студии. Выступлений нет, если не считать нескольких раундов акустики с участием Кирилла на ночных «Школьниках», организованных газетой «ПОД ШУМ`ОК».

В мае 2002 успешно заканчивается запись нового, самого профессионального альбома «АВАНГАРД-ШКОЛЫ», получившего название «Между прочим». В поддержку его группа даёт в конце мая угарнейший концерт в рок-клубе «Сектор», а в начале июня проходит официальная презентация нового альбома в Кукольном Театре. На маленькой и уютной сцене, при бешеной поддержке фанов и неограниченном времени выступления, «АВАНГАРДШКОЛА» даёт, пожалуй, лучший со времён своего основания концерт. С последним аккордом измождённый Кирилл падает на сцену...

Лето 2002 проходит под знаком совместного отдыха. В перерывах между днями рождения, пьянками-гулянками и другими радостями, барабанщик группы Габрусь занимает третье место на европейском конкурсе барабанщиков, а Платон весьма удачно «косит» от армии. На студии «STK video» заканчивается работа над клипом на песню «Вишня». Кирилл начинает прощупывать ФМ-радиостанции на предмет «авось» и планомерно готовить группу к экспансии на Минск. Группа, чрезвычайно сдружившаяся за это время, готовит себя к новым свершениям. Продолжение будет?...

Так зажигаются... ШКОЛЫ - история АВАНГАРДШКОЛЫ (Виталий Шум, журнал Под Шумок №456, июль 2002)


Войдите на сайт, чтобы оставить ваш комментарий:
Укажите ваше имя на сайте Центр Живого Рока.
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.

Рассказать друзьям